Основным пиратским кораблем в Карибском бассейне был шлюп. Посудина быстроходная и маневренная. К тому же недорогая и доступная для захвата начинающими флибустьерами, которые начинали дела буквально на рыбачьих лодках и прочей мелюзге. Хотя классификация шлюпов весьма расплывчата. В принципе это был универсальный класс для пиратов и контрабандистов всего мира - например, в Европе - люггер, шебека и т.д. Шлюп (боевой корабль парусный, класс) (англ. sloop) в Британском королевском флоте XVIII — середины XIX в – корабль, не имеющий ранга, с рейтингом «24-пушечный» или ниже, и потому не требующий командира в звании капитан (captain). Определение не было универсально. По традиции, в него не включались устоявшиеся типы малых кораблей, например тендер (англ. tender) или шхуна (англ. schooner).
Отсутствие ранга у шлюпов объясняется тем, что основой флота считались линейные корабли, при вспомогательной роли фрегатов. Все остальные силы рассматривались лишь как второстепенные, и внимания их развитию уделялось мало. Часто (но не всегда) их обозначали общим термином англ. sloop-of-war .
Такая классификация была очень расплывчата, что и отразилось на практике. К шлюпам временами относили как специально построенные корабли, так и мобилизованные суда, захваченные призы и пр., подходившие под определение. Соответственно, в ходу был ряд уточняющих терминов, из которых ни один не был вполне строгим: корабль-шлюп (англ. ship-sloop), бриг-шлюп (англ. brig-sloop, brig-of-war), вооруженный бриг (англ. gun-brig), бомбардирский корабль (англ. bomb), и т.д.
Британские шлюпы эпохи паруса отличались друг от друга размерами, числом мачт, парусным вооружением, артиллерией и численностью команд. Самые большие представляли собой миниатюрные 20-24 пушечные фрегаты с трехмачтовым прямым вооружением, имели батарейную палубу, полубак и шканцы. Самые малые были просто вооруженными ботами с одной мачтой, 1-4 пушками или фальконетами. В отличие от более крупных кораблей, шлюпы могли иметь и весла.
Среди шлюпов в британской службе попадались шнявы (англ. snow), бретонские люггеры (англ. lugger), средиземноморские шебеки (англ. xebec), и даже арабские доу (англ. dhow). Случались даже береговые сооружения, внесенные в списки флота как шлюпы. Большинство же составляли гладкопалубные шлюпы с батареей на верхней палубе, вооруженные трехмачтовым кораблем (во французском флоте их аналогом были корветы), или бригом.
Добавлено (11.03.2009, 12:14)
---------------------------------------------
ПИРАТСКИЕ КОРАБЛИ 17-18 ВВ
БРИГ
Бригом называли двухмачтовое судно, у которого на грот-рее не было грота, а нижняя часть грот-мачты несла вооружение как бизань-мачта. Вместо грота на грот-рее располагался сухой грот и триксель с гафелем и гиком. Бриг был создан на базе небольшой бригантины и шнявы и применялся главным образом как разведывательный корабль. Встречались также бриги с такелажем шнявы или бригантины.
БРИГАНТИНА
Двухмачтовое парусное судно с прямым парусом на передней мачте (фок) и косым на задней (грот). Во второй половине 18 века на грот-стеньгу был добавлен легкий прямой парус, а затем были модернизированы и рей грот-мачты. На верхней палубе устанавливалось 6-12 пушек малого калибра. Главным предназначением бригантины была разведка. Бригантина имела высокую скорость и неплохую маневренность, что делало ее привлекательной для пиратов. Более просторный и крупный корпус бригантины по сравению с шлюпами и шхунами давал возможность дольше оставаться в море и перевозить большее количество добычи. Длина бригантины достигала 60 метров, водоизмещение составляло 150 тонн, а команда насчитывала 100 и более человек.
ШХУНА
Шхуна – это небольшое, маневренное судно высоко ценимое пиратами. Шхуна имела 2 и более мачты, установленные с наклоном, вооруженные как правило косыми парусами. Главной ценностью шхуны была отличная управляемость, высокая скорость а также небольшой экипаж. Шхуна могла укрыться в мелководных прибрежных водах и неожиданно атаковать зазевавшееся торговое судно. На государственной службе шхуны использовались как посыльные суда. Шхуны имели на вооружении до 16 пушек, водоизмещение 100 т. В военном флоте шхуны применялись для передачи срочных сообщений. Шхуны наряду со шлюпами были фаворитами среди пиратов. Потрясающая скорость позволяла шхунам легко настигать торговые корабли, а команда в 75 человек могла при необходимости захватить корабль противника на абордаж.